среда, 14 апреля 2010 г.

Что будет, когда уже ничего не будет

Илья Александрович Чистяков, заведующий Лабораторией непрерывного математического образования.

К сожалению, знания о том, что творится сейчас в образовании, умножают печаль.
Новые тенденции в образовательной среде - это уже не предвестник катастрофы, это сама катастрофа.

Может быть, удастся разобраться, как внутри системы массовой школы, уже вполне уничтоженной, возможно существовать осмысленно. О том, что мы считаем необходимым отбрасывать в процессе работы, а что мы считаем самым важным для себя.

Собственно, первая заметка об ЛНМО (Лаборатории непрерывного математического образования) как раз о том, что нужно, чтобы существовать внутри системы, оставаясь принципиально неказенным учебным заведением. О СТРУКТУРЕ, придуманной для того, чтобы сохранять самое важное.

В дальнейшем к публикации будут привлекаться и интересные заметки об образовании, рассказывающие о том, как нелегка сегодня жизнь человека




Что будет, когда уже ничего не будет….


Район проспекта Большевиков, улица Латышских стрелков. Известная «горка» за Ледовым дворцом. И, наконец, вот оно, вполне стандартное, серое, с железной решеткой–дверью здание. Сверху вполне убогая надпись: «многопрофильная школа № 572, «Лаборатория непрерывного математического образования», школа гостиничного бизнеса….» Внутри до странности розовые стены, длинный сероватый коридор.
















Направо никогда не звенит звонок
Время урока все чаще оттягивается (на минуту, на две, пять, подумаешь, это всего лишь часы). Без строгих рамок ведь все постепенно размывается….

Списки зарегистрировавшихся учеников, которые просматривает отнюдь не директор, завуч или классный руководитель - ведающий ста шестьюдесятью учениками ЛНМО - администратор, лежат у входа. Можно посмотреть, а действительно ли дошел до школы господин NN, но пользуются списками в основном, чтобы каждого желающего по заявке вовремя накормить обедом в столовой. Главная функция администратора - молчание, но всегда все понимают, о чем это она. А к человеческому быстро привыкаешь.


Ровные стены уже зеленого цвета. Оформлены они странно: длинные ряды дипломов. В два – три ряда по всему периметру стен. Ощущение: уж не гордятся ли здесь победами на конкурсах юных чтецов? Делали статистику, сбивались, вроде бы получилось 97 дипломов олимпиад, конкурсов, конференций за 2009-2010 год. Приехал выпускник вести спецкурс, огорчился: в наши времена вроде бы дипломы-то не считали…А еще в начале двухтысячных шоколадки получали за победы на всероссийских и международных конкурсах. Ностальгия.


Работаешь в кабинете, по всему периметру которого - нет, не дипломы, и не интерактивные доски - зеленые меловые, к вечеру под ними - слой мела, лежит как снег. Проверяющий из РОНО подивился, поинтересовался: как же Вы это, ведь свет падает с другой стороны… Но снять почему-то не велел. Так и не узнал, что здесь с десяти до шести-восьми вечера: каждый устно представляет домашнее задание. И всех выслушивают. Соглашаются на такое немногие. Особенно теперь.


Еще одно странное ИХ упущение: учебный план. В классах обычной средней общеобразовательной школы сохранено по 10 часов математики, 8 часов литературы с русским. Где такое видано, чтобы еще и официально… Еще можно заглянуть в утвержденные чиновниками программы по математике, физике и программированию. Сохранено все, о чем могут мечтать современные образованные родители: фундаментальный подход, академическое образование, теоретическая база 1-3 курса Математико-механического факультета, английский на уровне спецшкол, - и все это для школьников 9-11 классов…. Не по себе станет: оказывается, любой директор может добиться осмысленного учебного плана. Результат такой учебы в сочетании с семинарами и спецкурсами - защита научной работы одиннадцатиклассником, например, на Балтийском конкурсе перед профессурой Мат.-меха в течение часа.

Хозяин кабинета с восемью досками - Илья Александрович Чистяков. 40 дипломов кандидатов наук учеников. Школьный учитель , который собирает вокруг себя коллектив преподавателей. Несколько неожиданно…


Школа - ведь это, правда, только коллектив: поездки, театральные постановки, переписка, научные исследования, ссоры, принципы. В основном все это ярко, необычно, свободно, без всяких там тренингов к ЕГЭ. Только главное, осмысленное.

Цель - не образование «для», а образование, позволяющее сделать что-то свое, собственное.
Поэтому в новых условиях придется искать новые способы мимикрии.

1 комментарий:

  1. Вокруг - катастрофа! уже не предвестник. но сама катастрофа. И посреди этой катастрофы - единственное прибежище! Розовые стены! Сероватые стены! Зелёные стены! Дипломы вместо обоев!!!

    А в самой главной комнате с зелёными досками и слоем мела сидит Илья Чистяков и пишет о себе в третьем лице. Он ищет способы мимикрии!

    Эпическое полотно!

    ОтветитьУдалить